Друзья сайта
лунный календарь
Для измерения больших промежутков времени издавна был взят период смены времени года, связанный с обращением Земли вокруг Солнца. Этот период соответствует промежутку времени, в течение которого Солнце завершает круг на небесной сфере, возвращаясь к одной и той же звезде. Он называется звездным годом и равен 365,25636 средних солнечных суток. Времена года связанный с величиной склонения Солнце, с прохождением его через основные точки на эклиптике: весеннего равноденствия, летнего солнцестояния, осеннего равноденствия и земного солнце стояния. Цикл смены времен года завершается, когда Солнце возвращается в точку весеннего равноденствия, и если бы это точка занимала всегда неизменное положение среди звезд, то смена времени года происходила бы как раз в течение звездного года. Но еще греческий астроном Гиппарх во в. до н.э. открыл явление так называемой прецессии, или предварения равноденствий, заключающееся в том, что точки равноденствий очень медленно смещаются вдоль эклиптики на встречу движению Солнца. Стало быть, Солнце встречает точку весеннего равноденствия через более короткий промежуток времени, чем звездный год.
Промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия называется тропическим годом.
Каждый год точка весеннего равноденствия смещается по эклиптике приблизительно на 50'', так что все зодиакальные созвездия она обходит приблизительно за 26 000 лет. Продолжительность тропического года составляет 365,24220, т.е. он короче звездного приблизительно на 20 мин; за меру гражданского летосчисления принят именно тропический год.
Система счисления значительных промежутков времени с подразделением на отдельные периоды (годы, месяцы, дни) разумеется обычно под одним словом «календарь» (от латинского слова «calendae»-провозглашать). Дело в том, что в древнем Риме право следить за учетом времени принадлежало жрецам, провозглашавшим народу наступления нового года.
В отличие от измерения таких величин, как длина, вес и др., для которых установлены основные единицы, а большие или меньшие меры берутся в целом кратном к ним отношении, сутки и год определяется периодической повторяемостью природных явлений, связанных с движением Земли. Каждый из этих периодов независим друг от друга. Сутки не только не содержатся целое число раз в году, но и не соизмеримы с ним. Вследствие этого невозможно установить такой календарь, который совершенно точно согласовался бы с движением Земли. Отсюда и возникали различные календари у разных народов и в разные времена.
Все системы календарей можно разделить на три главных типа: солнечные, лунные и лунно-солнечные. В основе солнечного календаря лежит продолжительность солнечного (тропического) года, в основе лунного календаря – продолжительность лунного (синодического) месяца, а в лунно-солнечном календаре комбинируется то и другое.
Современный календарь, принятый в большинстве стран, является солнечным календарем. Впервые этот календарь сложился около семи тысяч лет назад в Египте. Все благосостояния Египта была основана на системе сооружений, создававшейся рабским трудом для сохранения благодатных вод и ила, приносимых разливавшимся один раз в году Нилом. С разлива Нила и начинался счет нового хозяйственного года в Египте. Было, в частности, подмечено, что приближения разлива Нила совпадало с появлением на небе при свете утренней зари самой яркой звезды – Сириуса - после периода его невидимости. Жрецы, заметив восход Сириуса, «возвещали» народу о наступлении важнейшего события в хозяйственной жизни страны.
Календарь у Римлян в своем первоначальном виде был очень путанный и давал простор для произвола жрецов. Все религиозные праздники древнего Рима были приурочены к тем или иным моментам в земледельческой жизни – празднику жатвы, сбору винограда и т.п. Неправильность календаря нарушала весь распорядок, запутывала сроки взимания налогов и, между прочим, привела к тому, что праздник жатвы с течением времени стал приходиться на зиму. Все это вызвало необходимость коренной реформы календаря, которая и была произведена в 46 г. до н.э. римским диктатором Юлием Цезарем с помощью александрийского астронома Созигена, несомненно знакомого с египетским календарем. Созиген предложил принять среднюю продолжительность календарного года в 365,25. Чтобы каждый год содержал целое число суток, было решено три года считать по 365, четвертый же – в 366. Так были установлены простые и високосные годы.
В юлианском календаре деления на месяцы было оставлено почти таким, каково оно было в древнем римском календаре, по 30 и 31 дню, за исключением февраля с 28 днями.
Неточность юлианского года выражается разностью 365,25 – 365, 2422=0,0078 сут. За 400 лет накопляется ошибка в 3,12 суток. Так как юлианский год длиннее истинного, то новый календарный год каждый раз начинается с запозданием и момент весеннего равноденствия наступает все в более ранние числа по календарному счету. Большого практического значения эта разница не имеет, однако путаница в определении сроков наступления религиозных праздников послужила поводом к новому исправлению календаря, произведенному распоряжением римского папы Григория XIII в 1582. Дело в том, что по решению так называемого Никейского вселенного собора (325 г.) пасха должна праздноваться в первое воскресения после полнолуние, следующего за днем весеннего равноденствия. В год Никеского собора весеннее равноденствие приходилось на21 марта, а в 1582 г. Равноденствие приходилось уже на 11 марта. Для исправления накопившейся ошибки в 10 суток приказано было день, следовавший за 4 октября 1582 г., считать не 5, а 15 октября. В дальнейшем был сохранен тот же счет с простыми и високосными годами, как и по юлианскому календарю, но для устранения ошибки за каждые 400 лет в 3 сут было введено дополнение к правилу счета простых и високосных годов. Это дополнение заключается в следующем: високосными годами считаются те, числа которых делятся без остатка на 4, за исключением годов, у которых числа оканчиваются двумя нулями; такие годы считаются високосными толков том случае, если число сотен делится на 4. Таким образом, 1600 г. остался високосным, а годы 1700, 1800 и 1900 считались по новому календарю простыми, тогда как по старому они високосные. К XX в. разница меду новым календарным счетом и старым, юлианским, достигла 13 сут. Новый способ счета времени получил названия григорианского календаря или нового стиля.
В России новый календарь был введен 25 января 1918 года Советской властью. Тогда был издан декрет о переводе летоисчисления на новый стиль, по которому было предписано вместо 1 февраля 1918 г. считать 14 февраля.
Новый стиль, конечно, не является совершенно точным, но ошибка в одни сутки накопится по нему только через 3300 лет. Это видно из того, что средняя продолжительность григорианского года составляет 365,2425 сут, что всего лишь на 0,0003 сут больше тропического года.
Кроме юлианского и григорианского календарей, основанных на тропическом годе, различные народы пользуются и другими календарями, главным образом лунными, т.е. основанными не на движения Солнца, а на движения Луны. Например, у мусульман лунный календарь, который состоит из 12 лунных месяцев. В Мусульманском лунном календаре год считается то в 354, то в 355.
В еврейском календаре наряду с лунными месяцами имеется и солнечный год, так что этот календарь основан одновременно и на движения Солнца, и на движения Луны.
Для согласования различных систем хронологического счета в 1582 г. был предложен так называемый юлианский период, заключающий в себе 7890 юлианских годов, число, связанное с повторяемостью календарных дат (дней недели начала года и пр.). Этот период даёт возможность определить год какого - ни будь события в исторических источниках есть указания на день недели и пр., а тем самым ввести порядок в хронологии и согласовать различные эры. Началом юлианского периода принято 1 января 4713 года до н.э. такой счет широко применяется в астрономических вычислениях и выражается обычным числом дней от начала юлианского периода, или юлианской эпохи. Например, 1 января 1966 г. соответствует 2 439 127 юлианскому дню.
Использованная литература: "Астрономия" Под редакцией Р.В. Куницкого 1967г. Москва